Что читают каменские дети и подростки?

Сотрудники Центральной детской библиотеки им. П.П. Бажова стали обладателями III места II Всероссийского конкурса «Изучаем чтение».

Всероссийский конкурс для всех видов и типов библиотек был организован секцией по чтению, секцией детских библиотек и секцией публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации при поддержке Российской национальной библиотеки и детской библиотеки.

С 1 сентября 2021 г. стартовал II Всероссийский конкурс «Изучаем чтение». Работы принимались до мая 2022 г. Сотрудники Центральной детской библиотеки им. П.П. Бажова Централизованной библиотечной системы не остались в стороне и тоже решили принять участие в данном конкурсе. Результат потрясающий – III место!

На суд жюри была отправлена работа «Моя книга, мой герой», автор которой — главный библиотекарь Людмила Бабина, а руководителем проекта выступила заведующая библиотекой Илона Мякотина. Исследование проводилось с 4 октября по 8 ноября 2021 года. Методом исследования было выбрано анкетирование.

-В настоящее время одной из актуальных задач является формирование фонда библиотеки современной художественной литературой для подростков. Одной из задач анкетирования было выявление читательских предпочтений подростков, — поясняет Людмила Бабина.

В анкетировании приняли участие пользователи 8 муниципальных библиотек города в возрасте от 10 до 18 лет, всего опрошенных – 564 человека (из них 43,8% — юноши, 57,2% – девушки).

— Нас интересовало чтение подростками художественной литературы. Мы просили определить жанры любимых книг, — отметила заведующая Центральной детской библиотеки им. П.П. Бажова Илона Мякотина.

Результаты получились следующими: в целом, несмотря на высокий рейтинг таких жанров, как фантастика — 18.4% и приключения -15%, удалось выяснить, что каменские подростки охотно читают и другие книги: традиционно высокие рейтинги у детективов — 11,8%, жанр «фэнтези» выбирают 10,1% подростков. Вместо ожидаемой библиотекарями «мистики» (а ее только 1,1%), возрос спрос на «комиксы» и «манга» — 12,6%. Книгами о современной жизни сверстников увлекаются 5,7% опрошенных подростков. А вот развлекательная литература, «лёгкое чтение» (весёлые книги и юмор), сдают позиции — ее предпочитают только – 5,2%.

В более зрелом возрасте, очевидно, возрастает роль романтической литературы, ей отдают предпочтение 4,7 % подростков, (преимущественно, конечно, девушки), а также отечественная и зарубежная классика, интерес к ней просыпается у 4,3% опрошенных. Исторические романы предпочитают – 4,4% респондентов, военную прозу — 3,4%
— Нас радует то, что печатная книга все еще востребована нашими читателями. Большинство наших респондентов предпочитают читать книги в печатном виде — 58%. Желание читать в электронном виде у 24,5% подростков, 17% — слушают аудиокниги. Мы должны обратить свое внимание и предложить нашим читателям доступ в электронные библиотеки, где они могли бы читать и слушать книги, — отмечает автор исследовательской работы, главный библиотекарь Людмила Бабина.

Также библиотекарям очень хотелось узнать, влияет ли просмотр фильма на прочтение книги. Поэтому респондентам было предложено вспомнить «Есть ли экранизация Вашей любимой книги?» Исследование показало, что у 50,8% респондентов любимые книги уже экранизированы, нет — у 33.8%, а 15,4% знают, что фильм по любимой книги есть, но они его не видели. Отсюда заведующая библиотекой Илона Мякотина сделала следующий вывод: «При формировании фонда нужно учитывать и покупать книги, по которым сняты фильмы».

Таким образом, проанализировав все анкеты, сотрудники Центральной детской библиотеки им. П.П. Бажова пришли к общему мнению, что главным фактором, определяющим отношение молодых пользователей к библиотеке, остается богатство и разнообразие её фонда. Также важно как можно чаще проводить мероприятия, направленные на развитие чтения, искать и самостоятельно составлять рейтинги интересных молодёжных книг, обзоры литературы.

В настоящее время на молодых людей оказывает значительное влияние избыток информации, так называемый «информационный шум». В связи с этим возрастает необходимость общения со специалистами, которые помогали бы ориентироваться в информационном пространстве, не просто находить, но и грамотно ее отбирать. Именно такими специалистами должны быть современные библиотекари.

По материалам Центральной детской библиотеки им. П.П. Бажова