Сейчас много и на разных уровнях говориться о ранней профориентации, о подготовке инженерных кадров для каменских — и не только — предприятий. Государство и заводы спохватились, что некому работать и создавать умные приборы, решать сложные технические задачи. И мы в газете не раз писали о способах, к которым прибегают предприятия, чтобы решать проблему кадрового голода: это и робототехника в детском саду и младшей школе, это и открытие специализированных мастерских с современной техникой, где ребята учатся и постигают азу инженерного искусства.
Но есть и альтернативный способ, о котором мы сегодня расскажем.
Всё начинается с игры
Анна и Дмитрий Селивановы — инженеры, Дмитрий, кстати, кандидат наук, до сих пор работает на одном из городских предприятий. В детстве Дмитрий очень любил собирать конструктор «Лего». Когда появился первый сын в семье, молодой папа это увлечение вспомнил. Пристрастилась и мама. Они покупали разные наборы, различные детали, и уже строили не по предложенным схемам, а сами разрабатывали различные поделки. Многие из них были настолько удачными, что публиковались в специальных сборниках, которые выпускала фирма-производитель, а потом в соцсетях и блогах. В интернете тогда было много форумов, каменцы знакомились с любителями «Лего» из других городов и стран, ездили к ним в гости.
Со временем у Селивановых родился второй ребёнок, за ним — третий. На «забавы» с конструктором оставалось меньше времени, а Анна как хозяйка устала каждый раз после игр прибирать в комнате, мыть детали… Но от своего увлечения никто отказываться не собирался. Мало того, Анна начала изучать психофизиологию мозга, оказалось, что собирание конструктора формирует новые нейронные связи, что помогает развитию ребёнка, да и взрослого человека.
И полтора года назад было принято решение — создать клуб «Кубики». Поначалу в помещение клуба переехали многочисленные наборы «Лего», которые в жилой квартире уже хранить было негде. Оказалось, что в Каменске немалое количество семей, детей интересуется собиранием изделий из конструктора, но они обычно делают этой дома, подрастающее поколение часто тихо в своей комнате собирает полученные в подарок наборы. Но ведь вместе делать это интереснее! Так почему же не открыть клуб?
Инженеры будущего
После этих событий Анна решила посвятить себя воспитанию детей и работе в клубе. Самое простое — дети собираются по выходным поиграть, пособирать новые конструкции, попробовать пользоваться не только готовыми решениями, но и разрабатывать и строить что-то, что придумали сами. Впрочем, почему дети! С удовольствием приходят и мамы, и бабушки! Они с чаще всего делают из деталей разные цветочки, собирают из плоских элементов картины — чем вам не медитация и отдых?
Но инженерные мозги Анны и Дмитрия хотели большего. Среди моделей «Лего» имеются и роботизированные, получается параллельно дети занимаются робототехникой, конструированием и созданием роботов. Ребята, которые давно посещают клуб, стали ходить на экскурсии на предприятия, воочию видеть рабочие процессы, разрабатывать технические решения для производственных задач. Уже не всё удавалось сконструировать из покупного конструктора. И тогда любители «Лего» сели за компьютеры и в специальной программе разрабатывали необходимые модели. Организаторы клуба тогда купили 3D-принтер, и стали по программам, созданным детьми, печатать новые необходимые детали.
Тогда были отобраны 2 команды, которые занялись конструированием по-настоящему! Темой международных соревнований по робототехнике First в 2022 году была энергетика. В течение месяца на уроках младшая команда клуба подробно изучали источники энергии и её распределение. На одно из занятий пришёл гость — начальник смены Красногорской ТЭЦ Юрий Ильенко. Он рассказывал много нюансов и подробностей о работе ТЭЦ, о том как устроена энергосистема. Совсем неожиданным было узнать про балансирующий рынок, стоимость растопки одного котла и его размеры. Ребята смотрели фото и слушали с большим интересом. Учтите, это были не старшеклассники, а маленькие дети в возрасте 6-9 лет! Итогом занятий стала модель установки для получения биогаза.
Вторые в Сколково
В прошлом году «Кубики» официально стали сотрудничать с ассоциацией РАОР (Российской ассоциацией образовательной робототехники). Детский клуб стал региональным ресурсным центром по развитию проекта «Инженерные кадры России». Идея нового образовательного проекта появилась после экскурсии на колокольный завод «Пятков и К».
Именно соревновательный дух и положительные эмоции для обучения Анна Селиванова считает самыми главными для того, чтобы развивать детские способности. К сожалению, именно этого не хватает пока современной школе.
А «Кубики» взялись за настоящую производственную задачу — решение проблемы спада спроса на колокола, предложив изготавливать новый вид продукции, и создали полностью автоматизированную модель производства из «Лего». Дети сделали музыкальный инструмент «Карильон», колокола для которого с начала разработали на компьютере, потом — напечатали не 3D-принтере.
Федеральный этап состязаний в Сколково проводился по линии «ИКаР» («Инженерные кадры России») при поддержке Министерства образования РФ и Фонда президентских грантов. Туда отправилась старшая команда клуба. Кроме них приехали 14 мощных команд в категории «ИКаР-классик» со всей России. Все они — победители региональных этапов. Работы участников просто невероятные, сложные. Но каменская команда, которая состояла из детей от 9 до 14 лет, справилась! Ребята по итогам нескольких этапов стали вторыми! А первой стала команда, целиком состоящая из одиннадцатиклассников, которым были нужны дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.
Что скажешь, такие результаты вдохновляют на новые свершения! Руководители и участники «Кубиков» к ним готовы! Самое главное для руководителей клуба — чтобы дети на практике поняли, как и для чего они могут применять свои навыки. А позже они поймут, что им больше нравится — строить дома, создавать оборудование или производственные линии, а может, и вовсе решат пойти в авиасамолётостроение.