Дебют в кино

2 декабря в прокат вышла картина «День мертвых» — дебютная драма театрального режиссера и худрука «Современника» Виктора Рыжакова, рассказывающая о непростых отношениях матери и сына, памяти и прощении.

Премьера картины состоялась в сентябре на «Кинотавре», где она была встречена критиками в целом прохладно, однако кинообоозреватель Кино-Театр.Ру Екатерина Визгалова считает ее работой уникальной и в какой-то степени целительной.

К сожалению, в Каменске-Уральском эта картина была показана один раз. Несмотря на то, что сценаристом этого фильма выступил выходец из Каменска-Уральского Алексей Еньшин.

Содержание фильма такое: в Троицкую субботу, поминальный родительский день, Леша с матерью (Александр Паль и Агриппина Стеклова) едут на старом мерседесе на могилы умерших родственников, похороненных на разных кладбищах. Мать заранее раздражена – сын приехал на час позже обещанного – ругается и устраивает представление «мы никуда не едем», и это не последняя их ссора в долгом двухдневном путешествии. Очень скоро мы узнаем, что Леша не единственный ребенок в семье, у него был брат Саня, и он погиб, а мать почему-то никак не может съездить на его могилу.

Художественный руководитель московского театра «Современник», заслуженный деятель искусств РФ Виктор Рыжаков дебютировал в кино практически случайно, засидевшись без дела в пандемию, когда театры были закрыты. Кино он снял по собственному сценарию, который написал на основе пьесы Алексея Еньшина «Родительский день».

Алексей Еньшин — сценарист, журналист, райтер, родился в Каменске-Уральском, окончил школу №6, Каменск-Уральский педагогический колледж. Писал стихи, три раза участвовал в «Рождественском поэтическом конкурсе». Какое-то время он работал в одном из каменских СМИ, потом перебрался в Екатеринбург, точнее — в Берёзовский. Вот он как он сам рассказывает о своём пути к театру и кино газете «Берёзовский рабочий»:

— Я сначала поступал во ВГИК на сценарный факультет. Первый раз в 2001 году от Свердловской киностудии, они проводили конкурс, и я претендовал на целевое место. Не поступил. Закончил у себя в Каменске-Уральском педагогический колледж и поехал в Москву поступать второй раз уже на общих основаниях. Опять не поступил. И возвращаясь в поезде, думал – сбежать в тайгу или повеситься… И тут мне говорят, что Коляда набирает театральный курс. Я сдал ему 4 рассказа, которые готовил для ВГИКа. Самое смешное: я отдал документы и рассказы. Документы передали в приемную комиссию, а рассказы провалялись на кафедре вплоть до экзамена. И когда зашел на экзамен, Николай Владимирович спрашивает: «А где работы?». Я говорю – сдавал! Метнулся на кафедру, забрал работы. Он прочитал. Задал несколько вопросов. Дальше я прошел творческий конкурс, написал сочинение, сдал литературу… Мне было это раз плюнуть, так как учился на филфаке…

Явный прогресс наступил, наверное, после пьесы «Угонщицы». «Угонщицы» в 2018 году стали победителем конкурса Волошинского международного фестиваля. Алексей вот как рассказывает историю пьесы: в «Фейсбуке» он прочел новость о том, что две старушки угнали трамвай. Новость оказалась фейком, но желание написать пьесу осталось. И полгода Алексей работал над ней. 4 октября 2018 года в Каменск-Уральском театре драмы пьесу “Угонщицы ” прочитали по ролям. Так она стала известна каменским любителям театра.

И вот дебют в кино. Будем надеяться, что не последний.