Как не попасть на удочку к мошеннику

В дежурную часть МО МВД России Каменск-Уральский обратился мужчина, и сообщил, что стал жертвой мошенников. Это было не просто обращение, а крик души. В результате преступных махинаций он лишился более чем 1 млн. 100 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело.

Началось всё обычно. Позвонили якобы из службы безопасности одного из крупных российских банков. По словам самого пострадавшего, ему сказали, что некий гражданин в городе Н пришёл в ваш банк с копиями ваших документов и хочет в нём взять кредит на ваше имя.
— Ваше отсутствие мошенник объясняет тем, что вы в больнице и не можете присутствовать лично, — предупредил якобы сотрудник службы безопасности. — Для того, чтобы посторонние не могли взять кредит на Ваше имя, нужно в этом банке взять максимально возможный кредит и внести деньги на безопасный счёт.
Пострадавший испугался за сохранность своих денег, побежал в банк и взял кредит на 500 тысяч рублей. Он снял деньги в банкомате и перечислил их на счёт, который назвал звонивший.
И тут «специалист банка», который находился всё это время на связи в мессенджере, говорит сладким голоском:
— Вы знаете, чтобы мошенники не взяли на Вас кредит и в другом банке, которым Вы пользуетесь, надо также занять денег и в этом банке.
Наш герой пошёл и в другой банк, взяв кредит на 827 тысяч рублей. Снял 690 тысяч и таким же способом перечислил на указанный номер карты.
— Гипноз — не гипноз — я не знаю, что было, — жалуется полицейским пострадавший, — я как будто в неадеквате находился всё это время.
А хитрому злоумышленнику всё мало — он предложил жителю Каменска пойти и в третий банк за кредитом! И ведь наш земляк пошёл! К счастью, пока он сидел в очереди, ему позвонила жена. Пострадавший рассказал супруге, где он и что делает. Услышав рассказ о многократном кредитовании в разных банках, женщина сразу поняла, что это — развод, имеется в виду на деньги.
У пострадавшего семья, ребёнок школьного возраста, ипотека… Тот объём ежемесячного платежа, который на него сейчас ляжет, ему не собрать — не хватит дохода семьи. Если он не будет платить ипотеку, банк заберёт у него квартиру.
Майор внутренней службы, начальник управления по работе с личным составом МО МВД России Каменск-Уральский Анатолий Сапунжи рассказывает, что это — типичная мошенническая схема. Чаще всего преступники предлагают перевести деньги на так называемый «безопасный счёт».
— Поверьте, все счета в банках — безопасные! — разъясняет майор. — Поэтому после того, как вы перевели свои денежные средства на счёт мошенника, отследить их крайне сложно, практически невозможно.
А ведь 1 млн 100 тысяч — это не предел. В Каменске-Уральском есть примеры, когда и по 2 млн выуживали мошенники у доверчивых граждан, и машины люди продавали, потому что преступники втирались в доверие. С помощью IP-телефонии злоумышленники научились делать так называемые маски — они сами вводят номер, который высветится у вас на телефоне. Могут позвонить даже с короткого номера банка, ссылаться на правоохранительные органы, на то, что службы безопасности разных банков сотрудничают между собой, присылают в мессенджеры фотографии чеков, сканы якобы документов.
— Подтвердить подлинность документа по фотографии невозможно, — продолжает Анатолий Сапунжи. — Не стоит доверять входящим звонкам! Единственная связь, которая гарантировано вас приведет к сотрудникам вашего банка, это исходящий звонок на тот номер, который указан на оборотной стороне банковской карты.
Отдельно надо позаботиться о пенсионерах, пожилых людях, которые не находятся в современном медиа-пространстве. Они озабочены своими внуками, садовыми участками, смотрят по телевидению, как правило, сериалы. Более молодые поколения должны рассказать им о разных видах мошенничества подробнее.
Каким же знанием человеческих слабостей обладают эти подлецы, которые обманывают наших граждан? Что заставляет самостоятельных взрослых людей всё бросать и бежать перечислять крупные суммы неизвестно кому? На этот вопрос отвечает старший психолог управления по работе с личным составом МО МВД России Каменск-Уральский Юлия Вьюкова.
— Самое сильное движущее чувство человека — это страх. Мошенники звонят и в первую очередь запускают механизм страха. После этого у вас отключается логика, соображать спокойно вы не можете, потому что находитесь в состоянии тревоги, волнения. Инстинктивно, испытывая эти чувства, вы думаете — куда бежать? А тут по телефону вам подсказывают выход.
Злоумышленники отправили, допустим, брать кредит, и уже поставили сроки — расписали, что делать дальше — как будто флажки расставили. Человек оказывается словно в загоне и действует по указанной схеме. Если бы не спешка, с которой преступники ставят задания, вы бы, может быть, нашли время подумать, посоветоваться с родственниками, позвонить в банк.
На руку мошенникам играют такие факторы, как низкий уровень информированности. Люди находятся в своём информационном поле и не видят необходимости выбираться из него. Почему придя в банк оформлять кредит или снимать наличные, жертва мошенников не спросит у сотрудника: Вы мне звонили, что там с моим счётом?
— Всегда существовала и существует группа людей, которая будет подвергаться действиям мошенников. Это виктимы — внушаемые люди, при этом — с низким уровнем информированности, — продолжает объяснять Юлия Вьюкова. — Сделайте так, чтобы не относиться к этой категории людей: займитесь своим образованием, критическим мышлением, своей бдительностью. Научитесь сами решать свои проблемы.
И ещё, чтобы не попасться на крючок к телефонным преступникам, повышайте свою финансовую грамотность. Можно прийти вместе в банк и ограничить суточный лимит на снятие наличных, на перевод денежных средств, в том числе для своих пожилых родственников.
— Приходите почаще в банк и доверяйте только его работникам, — поясняет свои рекомендации психолог. — Если опасаетесь, застрахуйте свои счета. Будьте финансово грамотными. Ведь мошенники знают, кому звонить! Выйдите из их круга общения!
На фото — старший психолог управления по работе с личным составом МО МВД России Каменск-Уральский Юлия Вьюкова.