2 недели ноября стали адаптацией, как психологической, так и физиологической к морозной зиме. И транспорт также входит в нормальный режим работы. Тогда как в последнем осеннем месяце горожане почувствовали некоторое отсутствие стабильности, которой отличались сентябрь и октябрь.
Руководитель Единой диспетчерской службы Ольга Алекссева объясняет срывы следующим образом. Не у всех перевозчиков есть крытые тёплые стоянки для транспорта. Организации, которые обслуживают маршруты 2 и 14, а также некоторые, где ходит один автобус, вошли в зиму благополучно. «Экспресс-сити» размещает свои машины в посёлке Мартюш, где крытые стоянки предусмотрены только для 20% от подвижного состава. В них стоят автобусы для первых рейсов и для единичных маршрутов. Основная масса транспортных единиц, предназначенных для многочисленных маршрутов, таких как 16 и 4, постоянно находятся на улице. Машины, как и люди, не сразу готовы встретиться с морозами. И они выходили из строя. Начались жалобы в ЕДС, особенно в обеденное время, когда пассажирам приходилось стоять на остановках по 40 минут.
Несмотря на то, что в ведении городской диспетчерской службы не находятся межмуниципальные маршруты — 203 и 210, — но беспорядок в работе этих автобусов откликнулся тоже. В ЕДС не отказывают в консультации и пассажирам этих маршрутов, если последние не вываливают на бедных женщин всё своё знание великого и могучего русского языка. Акклиматизация «Экспресс-сити» к условиям уральской зимы в итоге положительно сказалась и на этих маршрутах — 1 декабря все необходимые машины вышли на линию.
Многие пассажиры уже заметили, что по маршруту № 16, где обычно бегали маленькие автобусы, появились вместительные салоны. Это перевозчик «Экспресс-сити» купил пусть не новые, но находящиеся в хорошем состоянии 3 машины вместимостью до 110 человек. В двух из них даже работает кондуктор. Кстати, бэушные автобусы по Каменску ходят разновозрастные — им от года до 25 лет. Понятно, что уже пожившие машины поступают в продажу после ремонта.
— На маршруте № 4 должно быть 8 машин, но чаще всего выходит 7. Чаще всего в часы пик расписание движения не выполняется из-за пробок на Байновском мосту, — сообщила Ольга Алексеева. — Чтобы как-то восстановить регулярность движения транспорта, диспетчерам приходится выпускать одни машины раньше, другие попозже.
Но в целом ситуация в городском транспорте сейчас гораздо лучше, чем была год назад и даже в первой половине 2022 года. Появились новые водители, да и пусть небольшое, но повышение платы за проезд сказалось положительно.
Для отслеживания пассажирами работы общественного транспорта существует несколько приложений: интерактивная карта на официальном портале города, Яндекс-транспорт и 2ГИС. Самое корректное, — по мнению руководителя ЕДС, — на интерактивной карте города, но оно не очень удобное. Люди чаще всего пользуются Яндекс-транспортом. Правда, не обходится без сбоев. Например, маршрут № 1, который имеет несколько модификаций, из-за чего Яндекс не мог его обработать. В настоящий момент приняты меры, чтобы имеющуюся проблему устранить. Также и на маршруте №16 пока невозможно отследить, большой или маленький автобус на линии. Скоро этот недостаток исправят. Ну и для тех, кто не умеет пока пользоваться приложением, существует телефон — 39-81-21, диспетчеры отвечают горожанам с 6:30 до 22:30.
Волнует жителей Каменска, будет ли безналичная оплата проезда в автобусах «Экспресс-сити». Пока ничего нового Ольга Алексеева сказать не могла: часть средств при безналичном расчёте уходит банку, а оплата проезда в городе невысокая. Есть ещё и такой ответ: наличка удобнее для оплаты труда водителей. Скорее всего, получают они её тоже бумажками. Вывод напрашивается сам собой…
Но в целом экономика транспорта в Каменске-Уральском пока нерадостная для всех участников движения. На 2023 год городской бюджет предусматривает меньше затрат на эти цели, чем 2022. Причина в том, что компенсация расходов для маршрутов с регулируемым тарифом покрывается как из городского, так и из областного бюджета. Но в будущем году областной бюджет предполагает покрывать только 30% расходов, тогда как нынче это были 50%. Перевозчики хотят поднять вопрос о повышении платы за проезд, но для этого необходимо экономическое обоснование сего акта перед Региональной энергетической комиссией. Помочь подготовить документы каменским перевозчикам уже взялась ассоциация транспортных предпринимателей Свердловской области. Но если перевозчикам удорожание тарифа упростит жизнь, то пассажирам — навряд ли. Всё-таки в основном общественным транспортом пользуются незащищённые слои населения.
Тем временем, весной истекает срок муниципального контракта у перевозчиков по основным городским маршрутам — 2, 4, 14, 16. Конкурс будет проводится вновь, и действующие перевозчики заинтересованы в том, чтобы вновь работать на этих «хлебных» маршрутах. Поэтому аккуратное исполнение расписания, подача необходимого количества автобусов, соблюдение правил перевозки пассажиров в их интересах. Особенно, если цена билета всё-таки поднимется.