Учить. Любить. Воспитывать

2023 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом Педагога и Наставника. О том, как важно, чтобы ребёнок в своём педагоге встретил именно наставника, пишет известный российский психолог Людмила Петрановская. Архетип наставника в нашем сознании более древний, чем архетип педагога. Во все времена, сколько существует человечество, именно наставник подхватывал эстафету от родителей и учил подросшего ребёнка всему, что сам умеет. Поэтому в школе, начиная с первого класса, дети должны увидеть в учителе наставника, который доброжелателен, но требователен. Если этой встречи не происходит, страдает воспитание и сама жизнь маленького человека.
Сегодня в общественном сознании бытует мнение, что учитель — это неудачник. Якобы человек идёт преподавать в школу в том случае, если не нашёл себя в чём-то более престижном. Как же было приятно убедиться в обратном на встрече с педагогами, которую организовала библиотека имени Пушкина на прошлой неделе. В клуб «Званый гость» пришли три каменских учителя: Виктор Ерыкалов, Ирина Муфазалова и Денис Вильданов. Все они выбрали профессию абсолютно сознательно и не жалеют об том, вкладывая силы и знания в своих учеников.
Виктор Фёдорович
Он с детства хотел стать учителем, и, окончив Омский государственный университет физической культуры, приехал в Каменск-Уральский и начал преподавать физкультуру в школе № 11. И он до сих пор этим занимается, правда, со временем перешёл работать в 30-ю школу. Виктор Фёдорович уже на пенсии, однако работу не бросает. По-прежнему учит каменских ребят бегать, прыгать, ходить на лыжах… Ещё 20 лет назад ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Но прежде, чем звание, он ценит мостик взаимопонимания между учителем и учеником. За всё время его работы в школе, говорит Виктор Фёдорович, у него ни разу не было конфликтов ни с учениками, ни с родителями! Такого может добиться только очень мудрый человек.
«На штык можно опереться, но нельзя сесть», — любимая поговорка этого учителя. И, хотя ему приходится командовать «равняйсь, смирно», он полностью согласен с выдающимся русским педагогом Петром Лесгафтом: «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не сравнится никакое наказание». Даже самых шаловливых ребятишек он не ругает, а применяет метод, который уже много раз себя оправдал:
— Я зову к себе ребёнка, который больше всех шумит. Говорю ему: сядь, посиди и найди себе замену, есть ли кто-то, кто шумит больше, чем ты.
Конечно же, непоседе не хочется сидеть долго, когда все остальные бегают, играют в мяч или кувыркаются через голову. Мальчишка делает вывод, и больше, по крайне мере, на том уроке, не безобразничает. Развивает Виктор Фёдорович своих учеников и интеллектуально — задаёт на дом шахматные задачки. А ещё он сочиняет сказки, некоторые из которых даже опубликовал. Например, сказку о гусиной любви.
Ирина Михайловна
Ещё в школе она решила стать учителем. Но сначала хотела преподавать историю — очень ей нравилось, как в её школе-восьмилетке № 60 преподавала этот предмет Дина Александровна. Но потом в 9 класс ей пришлось перейти в другое учебное заведение, и там учитель истории был не таким обаятельным. Поэтому Ирина выбрала русский язык и литературу. А свою педагогическую деятельность начала в 1981 году в качестве пионервожатой. Она гордится тем, что двое её учениц стали призёрами проекта «Большая перемена», а одна девочка — Варвара Костина — победила в нём и получила 1 млн. на своё образование. Но это только подстегнуло азарт Ирины Михайловны: в прошлом году в «Большой перемене» участвовали её ученики из 5, 7, 10 классов.
— Если утром у меня не очень хорошее настроение, я скорее спешу на работу. После первого же урока моя хандра пропадает, потому что общение с детьми мотивирует, ради этого хочется жить! — говорит Ирина и добавляет, — У меня такой замечательный 6 класс!
Конечно, всякое бывало на жизненном пути, случалось и разочаровываться в своих любимых учениках. Но это только потому, что она всегда любила детей и доверяла им.
И всё-таки педагог считает, что современное поколение детей слишком избалованное:
— Они не привыкли преодолевать трудности, родители зачастую организовывают жизнь ребёнка так, чтобы ему было комфортно и легко. Но когда нет трудностей, нет и побед! Причём, главная из них — победа над собой! Впрочем, все дети разные, есть и такие, благодаря которым она с оптимизмом смотрит в будущее.
Денис Ильдарович
Вообще-то, Денис Вильданов — личность в Каменске-Уральском известная. Он — единственный в городе мужчина — учитель начальных классов. И можно сказать, что к нему выстраивается очередь.
Ещё во времена учёбы в педагогическом колледже, Денис отличался своей социальной активностью. За прошедшие 5 лет работы в школе он выпустить книгу о каменских ветеранах войны, тыла, детях войны. Причём, на собственные средства. Поэтому на счету Дениса Ильдаровича — выступление на сцене Кремлёвского дворца. А последний отпуск он провёл в качестве добровольца в Луганской народной республике. Несмотря на всю серьёзность его пребывания там, был и забавный случай.
— Вообще-то российские телефоны на территории ЛНР не работают. Чтобы пообщаться с близкими, мы использовали свои схемы связи, — рассказывает Денис Вильданов. — И вдруг у меня звонит телефон, и абонент с российского номера спрашивает: «А Вы набираете нынче 1-ый класс?»
Как прорвался этот звонок до сих пор остаётся загадкой.
Денис Ильдарович ведёт два класса — в первую и во вторую смену. И одновременно заканчивает учёбу в Уральском государственном педуниверситете по специальности «Управление воспитательной работой». В этом плане вопрос «Что главное — учить или воспитывать?» для этого педагога не стоит. Конечно же, воспитывать! Именно поэтому в его классе частые гости — ветераны. Они рассказывают малышам о войне, о победе, об ударном труде на благо Родины.
На вопрос «Почему выбрал профессию учителя?» Денис Вильданов отвечает:
— Я люблю общаться. Поэтому пришёл к выводу, что эта работа — для меня.