11 апреля во всём мире отмечается как День освобождения узников фашистских концлагерей. Чтобы отметить эту памятную дату, на памятной встрече в ДК «Юность» собрались бывшие узники концлагерей, дети блокадного Ленинграда, труженики тыла, а также кадеты и участники патриотических клубов.
Современному человеку трудно представить, что такое концлагерь, настолько далеко от сегодняшнего представления о гуманизме отстоят порядки в этих учреждениях. Но есть об этом книги, фильмы… Есть и свидетельства ещё живых очевидцев. Все бывшие узники концлагерей, собравшиеся в этот день в ДК «Юность», уже немолоды. А во время войны они были маленькими детьми. Что-то они помнят сами, какие-то факты пересказывались в семье, передавались от одного поколения к другому.
Зинаида Антоновна Подлинова рассказывает, как всю её семью — а это мама и семеро детей — угнали на работу в Германию из Белоруссии. Только отец и самый старший брат ушли в партизаны — бороться с фашистами. Семье, можно сказать, «повезло»: они были не в лагере, а просто работали на какого-то зажиточного бюргера. Работали, конечно, мама и старшие дети, потому что маленькой Зине тогда было 3 годика. Жили они в то время в свинарнике, вместе со скотиной. Зинаида Антоновна помнит огромных усатых тараканов, которые ползали прямо рядом с детьми. Работали на полях каждый день, чтобы хоть немного отдохнуть, старшая сестра Зинаиды иногда сказывалась больной.
Валентина Митрофановна Червочкина жила в Воронежской области. Она помнит, как их маленькую станцию обстреливали фашисты, как фашистские самолёты над их посёлком пролетали бомбить Воронеж. Били, конечно же, куда попало. Наряду с промышленными объектами разбомбили дворец пионеров, где в это время проходил слёт, много детей погибло.
В доме, где жила Валентина Митрофановна, был большущий погреб, и там они и ещё две семьи прятались от бомбёжек.
Потом, когда посёлок захватили немцы, они погнали оставшееся население на принудительные работы. Местом, куда определили Валечкину семью, оказалась Югославия. Отец Вали в 1939 году переболел туберкулёзом, поэтому к службе в армии оказался негоден. От плохих условий проживания, холода, сырости он умер на чужбине, не помогла даже печка, которую его жена сложила в сарае, куда семью определили жить. Но болезнь отца помогла выжить его детям и их матери — фашисты боялись заразиться туберкулёзом, и к ним не заходили. К другим же узникам они могли зайти, чтобы поиздеваться над людьми, порой представителей «низших рас» фрицы пристреливали.
Тамара Михайловна Кондрашина раннее детство провела в лагере№ 130, который находился на советской территории. Когда в деревню, где они жили, пришли немцы, сначала они всё разорили: таскали у жителей кур, яйца, молоко, давили танками сады. Через три дня они собрали население деревни и сказали, что будут вывозить их в безопасное место, так как здесь намечается большой бой. Приказали с собой ничего не брать: ни вещи, ни продукты, ни документы. Сначала всё население посёлка шло пешком до ближайшей станции под охраной вооруженных конвоиров с собаками. Потом их загрузили в вагоны и отправили в лагерь в Брянской области. Там их сначала сортировать — молодёжь отправляли в Германию, Остальных отставили в лагере жить в конюшне. В той же конюшне они и подожгли людей, заперев обе двери на запоры, когда подходили части советской армии. Часть пленников погибла, а других, в том числе семью Тамары Михайловны, спасли поспешившие им на помощь красноармеццы.
Наши сегодняшние собеседницы выбрались живыми из этой мясорубки войны. Выросли, родили детей, а те — внуков, потом пошли и правнуки. Но и сегодня на глаза пожилых женщин наворачиваются слёзы, когда они вспоминают события своего военного детства. Сегодня всем нам надо приложить руки к тому, чтобы ужасы фашизма не вернулись.