Сергей Кудь-Сверчков: «Космос — это по зову сердца»

Как давно в Каменск в последний раз приезжали космонавты? Наверное, ещё в 60-х годах прошлого века, когда эра космонавтики ещё только начиналась. Поэтому визит к нам в город Сергея Кудь-Сверчкова, 124-го российского космонавта в рамках праздника «Космодень» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Когда он выступал в минувшую субботу в парке «Космос», каменцы выстраивались в очередь задать ему вопрос, взять автограф, сфотографироваться… Неожиданным и очень приятным стал тот факт, что мама Сергея Владимировича родом из Каменска-Уральского. Однако приехал он к нам впервые.

Заинтересовать молодёжь работой космонавта
— Мне предоставили хорошего гида, который любит свой город. Она рассказала о городе, об его истории. На кораблике не плавал, но Каменные ворота посмотрел. Места очень красивые, скалы, Исеть. Посмотрели трассу для мотокросса. Буквально за вечер объехали весь город.
— А что Вы знаете о Каменске-Уральском?
— Что есть такой город, где живут замечательные люди, которые делают металл для страны. 300 лет уже делают металл. Я знаю, что есть вертолётный полк, который занимается поиском космонавтов после посадки. Но вообще в Свердловской области есть несколько вертолётных частей, которые обеспечивают безопасность при стартах ракет.
— О чём Вы сегодня расскажете жителям Каменска?
(Небольшую лекцию можно было услышать в парке «Космос» в ходе события «Космодень»).
— Я расскажу о том, как мы летаем, зачем, куда, потому что освоение космоса изменилось с тех пор как полетел Юрий Гагарин. Мы уже фактически живём в космосе. Экспедиции сейчас по полгода, по году, выходы в открытый космос. У многих людей космос ассоциируется только с полётами первых космонавтов, а сейчас люди даже не знают, что мы живём на огромном объекте — международной космической станции. Основная информация направлена на популяризацию космоса среди детей, чтобы они увидели, заинтересовались, начали читать, смотреть.
Космос — это не только космонавты. Это огромное количество научных исследований, технических достижений. Космос — это не нечто такое далёкое, но вполне себя осязаемое, достижимое, каждый ребёнок может соприкоснуться и внести свой вклад в будущем.
— Сейчас нет очереди из желающих попасть в космонавты?
— Очередь есть, на прошлой неделе «Роскосмос» объявил набор в отряд космонавтов. Для тех, кто хочет стать космонавтом, можно попытаться это сделать. Но мне кажется, что молодёжь не интересуется сейчас работой космонавта, хотя в целом космосом интересуется.

Дисциплина на орбите
— На Вашей странице ВКонтакте есть ролики, которые сняты в космосе. Это была Ваша инициатива или это было задание?
— С одной стороны есть такая задача — съёмка в космосе популяризирующих роликов, а с другой стороны — эта задача была бы невыполнима, если бы сам космонавт не хотел бы это делать. Поэтому, чтобы делать космос доступным, надо снимать такие ролики. У многих космонавтов есть они в соцсетях.
— Опять же на Вашей странице можно много увидеть роликов на тему биологии, а Вы по образованию — инженер.
— Космонавты проводят на орбите все опыты, вне зависимости от того, какое у них образование. Это и исследование космического пространства, и биологические, и физические, и технологические, и медицинские опыты. Всё, что требуется.
— Что было сложным именно для Вас во время длительного пребывания на МКС?
— Самое сложное — но мы это тренируем — работать чётко по расписанию, чтобы все задачи выполнять в строго определённое время, с определённым результатом, и не затягивать, не ошибаться, выполнить то, что нам положено. Дисциплина каждый день на протяжении полугода без остановок.
— Вы с американцами говорите только на английском или они русский тоже учат?
— Они тоже учат русский, но основной язык общения на станции — английский. Но, когда мы вместе, можем общаться на смеси русского и английского. Если мы обсуждаем какие-то проекты на российском сегменте станции, мы разговариваем на русском языке. И иностранные партнёры — а в проекте участвует 14 стран — учат русский язык в том объёме, в котором это необходимо. Как мы говорим, мы общаемся на рунглише.
— А есть ограничения для космонавтов по возрасту?
— В основном, есть ограничения только по здоровью. Если человек прошёл медкомиссию, то он может лететь. В России были космонавты, которые отмечали 60-летие на орбите.

Волнительно, но не страшно
— Есть вероятность того, что Вы ещё отправитесь на МКС?
— Вообще-то у нас график полётов расписан на несколько лет вперёд. Утверждённые экипажи есть на сайте «Роскосмоса», на сайте Центра подготовки космонавтов. На данный момент я включён в состав дублирующего экипажа, который входит в 72-ю экспедицию. Старт этого экипажа запланирован на весну 2025 года. Наш экипаж дублирует, значит, скорее всего, будет утверждён как основной на осень 2025 года.
— Фильм «Вызов» был снят в космосе. Насколько оправдано, что космос вплотную входит в земную жизнь?
— Мне сложно судить, дело в том, что когда-то мы совсем не умели жить в космосе. Чуть больше 60-ти лет назад мы только поднялись туда. Мы не знали, что там, может ли человек жить там, что для этого необходимо. Сейчас регулярные экспедиции в космос, люди живут там по полгода, по году. Например, текущая экспедиция, наверное, год пролетает, вернутся только в сентябре. Следующая экспедиция тоже год будет длиться. То есть шаг за шагом мы учимся там закрепляться, жить. Какие-то земные вещи мы, конечно же, туда переносим, потому что мы не можем жить в какой-либо другой среде, как на Земле. Поэтому на МКС земное давление, земные температуры… Всё, как на Земле, только в невесомости.
— Своим детям Вы бы пожелали покорения космоса в дальнейшем?
— Я бы пожелал найти своё дело, которое они любят, от которого у них горят глаза, и чтобы они этим делом занимались. Если вдруг так окажется, что их заинтересует космос, они больше всего любят это, то, пожалуй, да. Космос — это то, куда идут по зову сердца.
— А вообще — это страшно — полететь в космос?
— Если любить то, чем занимаешься, то нет, не страшно. Волнительно, но не страшно.