Об опасности железнодорожных переездов говорят везде. И неспроста — тормозной путь тяжело гружёного состава может измеряться километрами. Предотвратить аварию при грубом нарушении почти невозможно. Поэтому любому водителю стоит повторить, что запрещено делать на ЖД переездах.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ https://kamensk-uralskiy.ru/download/70327
Обозначения железнодорожных переездов
По нормам дорожного строительства водители должны получать предупреждение от знака. Если на пересечении с железнодорожными путями есть шлагбаум, устанавливается табличка 1.1 с изображением «забора», если нет — 1.2 с изображением «паровоза».
Дополнительно могут использоваться знаки 1.3.1 и 1.3.2. Белое перекрестье с красной каймой означает одну колею ЖД путей. Если снизу есть «галочка», направленная остриём вверх, вам предстоит пересечь несколько пар рельсов. О расстоянии до переезда оповещают таблички от 1.4.1 до 1.4.6. Три полоски — осталось от 150 до 300 метров, две — от 50 до 150 метров, одна — менее 100 метров.
В местах пересечения ЖД путей могут устанавливаться семафоры. Они обязательно содержат два проблесковых маячка красного цвета, запрещающих движение. В некоторых моделях сверху есть третья лампа бело-лунного цвета, которая разрешает проезд. Ещё один характерный признак — шлагбаум, перекрывающий проезжую часть.
Впрочем, запреты ПДД действуют и на ЖД переездах, где нет описанных выше знаков и оборудования. В таком случае водителю нужно ориентироваться на рельсы, пересекающие дорогу. При этом покрытие последней не имеет значения — правила одинаковы как для асфальтовых, так для гравийных, бетонных и грунтовых путей.
Как правильно пересекать железнодорожные пути?
Закон говорит, что водитель обязан проверить состояние переезда перед тем, как продолжать движение. Даже если рядом нет никаких знаков, нужно замедлиться до 30–40 км/ч и продолжать движение в таком темпе последние 150–200 метров. Не следует совершать резких манёвров и пытаться проскочить рельсы как можно быстрее — это может стать причиной аварии.
На большинстве переездов есть знаки и линии разметки, указывающие место остановки первого автомобиля. Если они отсутствуют, вам следует держаться за 5 метров от шлагбаума или семафора. Если никакого оборудования нет — за 10 метров от ближайшего рельса.
Когда запрещается выезжать на переезд?
Главное, что нужно запомнить — запрещено пересекать ЖД пути в непосредственной близости от поезда. Последний может быть представлен как составом, так одиночным локомотивом и даже дрезиной — ПДД не ставят ограничений по длине и массе рельсового транспорта. Узнать о приближении поезда можно по таким признакам:
Опущен шлагбаум. Выезжать на железнодорожный переезд безусловно запрещено. Ставить автомобиль ближе 5 метров от ограждения тоже. Нельзя самовольно менять положение конструкции и вмешиваться в работу механизма.
Включён запрещающий сигнал семафора — мигающие красные огни. Приборы с дополнительной лампой разрешают свободный проезд только при сигнале бело-лунного цвета. Если его нет, семафор неисправен — железнодорожные пути нужно пересекать особенно осторожно.
Дежурный подаёт сигнал опасности красным флагом, жезлом или фонарём, стоя грудью или спиной к водителю. В экстренной ситуации работник РЖД постарается предупредить водителей, выйдя на дорогу и расставив руки в сторону.
Виден приближающийся поезд. Даже если вам кажется, что он находится далеко и движется очень медленно, нужно остановиться в положенном месте. Оценивать ситуацию «на глаз» очень опасно — вас могут обмануть туман, пар, поднимающийся вверх горячий воздух и другие атмосферные явления.
Другие запреты, касающиеся железнодорожных путей
На ЖД переездах также запрещена остановка. Если автомобиль преградит путь и создаст затор, то поставит под угрозу жизни множества людей. Если машина заглохла, нужно как можно быстрее убрать её с рельсов. При необходимости водитель должен обратиться за помощью к дежурному, который поднимет шлагбаум и остановит движение.
На расстоянии в 10–50 метров от железнодорожного переезда разрешается остановка, но запрещается длительная стоянка. Даже если вы разместите автомобиль на обочине или в специально отведённых «карманах», он может помешать движению специальной и крупногабаритной техники. Это также приведёт к образованию затора.
Запрещён обгон ближе 100 метров к железнодорожному переезду. Это означает, что вам стоит воздержаться от таких манёвров в зоне действия таблички с тремя полосами. Если вы не успеете вернуться на свою полосу рядом с рельсами, сотрудники ГИБДД сочтут это за нарушение.
Запрещается выезжать на железнодорожные пути при наличии затора на противоположной стороне. Это равносильно остановке на рельсах — если в этот момент закроется шлагбаум, вы окажетесь под угрозой.
Запрещается также разворачиваться на рельсах. В большинстве случаев ширины переезда недостаточно, чтобы выполнить манёвр в один приём. Вы сильно замедлите движение, а если автомобиль окажется неисправным, вовсе заблокируете его.
Штрафы за нарушения на железнодорожных переездах
Правилами предусмотрено две категории наказаний:
За обгон вблизи переезда, стоянку в пределах 50 метров или разворот на рельсах — штраф 5000 рублей. При повторном нарушении к водителю применяются такие же меры.
За остановку на переезде, игнорирование сигналов семафора, шлагбаума и регулировщика, самовольное поднятие ограждения, пересечение железнодорожных путей вне установленного места и движение при прямой видимости поезда — штраф 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на 3–6 месяцев. При повторном нарушении в течение года — лишение прав на 12 месяцев.
Что касается выезда на рельсы в момент образования затора, формально это нарушение относится к первой категории. Однако на практике сотрудники ГИБДД и судьи считают его достаточно серьёзным, чтобы лишать водителя прав. Они утверждают, что такое действие приравнивается к самовольной остановке исправного автомобиля на переезде.