Современные дети демонстрируют целый «букет» нарушений. Чисто речевых детей мы уже встречаем мало, таких как отсутствие или искажение звуков речи, встречаются уже меньше. Нынешние речевые нарушения очень сложно и долго поддаются в коррекции, только с междисциплинарным подходом можно вылечить и абилитировать ребенка. Идет рост речевой патологии и утяжеление.
С чем это связано
Причин может быть много. Факторы, которые могут тормозить созревание мозга и развитие речи, условно делятся на биологические (внутренние) и социально-психологические (внешние).
⠀
К первой группе факторов относятся: сильный токсикоз во время беременности, употребление алкоголя и курение во время беременности, кесарево сечение или стремительные роды, гипоксия плода, травмы и инфекции головного мозга, инфекционные заболевания, наркоз и многие другие.
⠀
В результате значительно увеличилось количество детей с задержкой двигательного, психического и речевого развития. Важно понять, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, влияющие на процессы функционирования центральной нервной системы. У многих неуспевающих первоклассников в раннем возрасте выявляли минимальную мозговую дисфункцию. Казалось бы, информация о диагнозе осталась лишь в старых медицинских картах, но отголоски сопровождают человека всю жизнь!
⠀
Важно не упустить время
Основное правило: чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше прогноз.
⠀
К внешним, социально-психологическим факторам, задерживающим развитие ребёнка, относятся: нежелательная беременность, (мысленное отторжение ребёнка матерью), сильный эмоциональный стресс во время беременности, недостаток тактильных ощущений у ребёнка, недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, многоязычие в семье и др. К сожалению, во многих семьях общение заменяется «зависанием» в социальных сетях и репликами в «телеграфном стиле», что также негативно влияет на развитие малыша.
⠀
Нарушения нормального хода развития ребёнка обычно не ограничиваются речевыми трудностями. Дети демонстрируют провокационное поведение, агрессию или, наоборот, апатию, отсутствие познавательного интереса. Частые простуды, аллергические заболевания, астма, дерматиты ослабляют и так незрелую нервную систему и задерживают развитие речи, памяти, внимания, мышления. Дети позже начинают сидеть, вставать, ходить. Замечено, что 9-месячные малыши, которые самостоятельно не сидят, не встают на ноги и не делают первые шаги, в дальнейшем отстают от сверстников в обучении. В школе дети с проблемами развития речи и поведения попадают в разряд неуспевающих, неуправляемых, у них отсутствует мотивация к учёбе, отмечаются трудности адаптации.
⠀
Диагностировать раннюю задержку речевого развития можно уже с двух месяцев. В тот момент, когда ребенок не стал переворачиваться, плохо сосет грудь, у него есть частые срыгивания . Или же неонатолог увидел поражение центральной нервной системы, поэтому поставлен определенный диагноз. И быть под наблюдением специалистов.
⠀
Если говорить про полуторогодовалого ребенка, то мы должны обратить внимание на зрительно-моторные и слухо-речевые функции,двигательную активности, диагностику неврологического, физиологического, психологического, логопедического статуса. Период созревания речевых областей головного мозга ребенка как раз и приходится на возраст 1–3 года.
⠀
К трем годам, согласно возрастным нормам, ребенок должен превратиться в разговорчивого «болтуна». Словарный запас маленького человека значительно увеличился.
⠀
После четырех лет ребенок выстраивает длинные предложения, к пяти годам овладевает правильным произношением звуков, слов.
⠀
Часто возникают ситуации, когда дети молчат и не начинают говорить в положенный срок. Хочу предостеречь родителей, что в подобных случаях игнорирование проблем с развитием речи у малыша может привести к серьезным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендую при проблемах с речью записываться на прием к неврологу.
ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА